Играющий буквами Щекн Итрч (schekn) wrote,
Играющий буквами Щекн Итрч
schekn

Categories:

Очередная авария "Прогресса"

Оригинал взят у smoliarm в Очередная авария "Прогресса"

Сегодняшняя авария при запуске транспортного корабля Прогресс имеет три неприятных аспекта.

Первый
В этом году Роскосмос в одностороннем и явочном порядке сократил число транспортов на МКС - с четырех полётов в год до трёх.
Естественно, это вызвало вопросы к Роскосмосу со стороны международных партнёров по МКС.
Насколько мне известно, ответы были типа "вы сами делали нам кризис, а это его результаты". Совершенно ясно, что политические аспекты представители NASA, ESA и JAXA с Роскосмосом обсуждать не стали. Но Роскосмосу было просто указано на недопустимость сокращения поставок жизнеобеспечения при сохранении прежнего количества российского экипажа. В результате - уже к лету пошли сообщения в росСМИ о том, что Россия намерена сократить свой экипаж на станции - начиная с 2017 года. То есть, некий некрасивый момент остался. А сегодняшняя авария его усугубила - поскольку в результате доля российского снабжения МКС в 2016-м году упала вдвое.

Второй
Ракетоносители Союз-У (для автоматического Прогресса) и Союз-ФГ (для пилотируемого Союза) - они очень сильно унифицированы, а их третьи ступени практически идентичны. Сегодня авария/взрыв произошли во время работы третьей ступени (~382 сек полёта), когда отстрел LAS уже произошёл (~ 160 сек полёта), а автоматическая передача управления от третьей ступени кораблю - ещё не состоялась. А простыми словами - это тот участок полёта, когда любое нештатное событие особо опасно для экипажа.
Поэтому эта авария  - очень тревожный сигнал для NASA, ESA и JAXA.

Третий
Блоки FCS (flight control system, управление полётом) для ракетоносителей Союз-У и Союз-ФГ изготавливают на Украине. Поэтому, учитывая нынешнюю - скажем так - сложную ситуацию между Россией и Украиной, международным партнёрам МКС всё сложнее согласиться с разумностью использования Союз-ФГ для доставки астронавтов на станцию. Надежность совместного продукта двух стран, одна из которых ведёт оккупационную войну против второй - такая надёжность всегда под вопросом.

И последнее, уже не имеющее прямого отношения к аварии Прогресса.
Сейчас уже известно, что консорциум американского сегмента планирует использовать МКС до 2028 года: план до 24-го года уже подписан, план 25-28 года на стадии проработки (но тут главное то, что он уже существует).
И именно в плане столь долгосрочной перспективы, дальнейшее сотрудничество с Роскосмосом - и Россией в целом - представляется неразумным.
Специально для тех, кто любит поспорить: выделенная фраза - это не мой вывод, не моё рассуждение, и это - не мой прогноз. Это мой пересказ - предельно сжатый - до голой сути, пересказ того, что я слышу от своих коллег, связанных с проектом МКС.
Поэтому сейчас - полным ходом - идёт пилотная проработка вариантов обеспечения полной независимости МКС от России - по формуле ASAP (as soon as possible).

Простая иллюстрация того, как выделенный тезис работает - на простом конкретном примере:
Доставка астронавтов на станцию.
Первые тестовые полёты Дракона-2 начнутся только летом 2017, полёты Старлайнера - ещё позже. А контрактные полёты начнутся не раньше середины 2018. В этих условиях прекращать контракт с Роскосмосом - с практической точки зрения было бы преждевременно. Действительно - новый и непроверенный корабль, пусть даже "в двух лицах" от разных фирм - это рискованно, следует подстраховаться. И вариант "старый-проверенный Союз" даже по новой и завышенной цене - был бы вполне резонным решением,
если бы не -
*** политическая ненадёжность партнёра (мягко говоря)
*** и всё усиливающиеся сомнения в надежности технической.
Сегодняшняя авария - уже третий Прогресс, который не долетел до МКС.


Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments